Forgive-Me-NotОни были самой первой из известных отечественных групп, играющих утяжелённый готик-рок, и они стали самой известной из первых отечественных групп этого направления. Они не скатились до модных лав-металлических веяний и по сей день продолжают нарезать драйвовый гитарно-ориентированный готик-рок, хотя и с большой долей скептицизма относятся к своей принадлежности к готик-року. Об этом-то и о некоторых других вещах мы и побеседуем с барабанщиком группы Андреем Сухановым, отличным, кстати, парнем.

 


- Привет, Андрей, от группы давно не слышно никаких новостей. Это связано с тем, что коллектив занят записью нового материала, ребята просто решили взять небольшой тайм-аут, отдохнуть и, так сказать, запастись новыми эмоциями, или же вы просто не любите быть в центре «тусовки»?


- Привет! На самом деле, наверное, и первое, и второе, и третье. После выхода последнего альбома Heavenside в мае 2004, мы решили взять небольшую паузу и всё лето отдыхали. Осенью дали ряд концертов в поддержку альбома, но опять-таки не приступали к работе над новым материалом вплоть до Нового Года, что с нами, наверное, случилось в первый раз: обычно, к моменту выхода очередного альбома у нас уже готова часть материала для следующего. В январе 2005 мы наконец-то приступили к работе над новыми песнями и, отыграв последний раз с Lake Of Tears в начале марта, решили полностью сосредоточиться только на новом материале, и от всех концертных предложений просто банально отказывались. Летом материал был полностью готов, и мы вновь были готовы к концертной деятельности. А что касается нового альбома, то мы также приступили к его записи и в настоящее время периодически посещаем студию, где и воплощаем в жизнь все свои идеи.

Ну а про «тусовку», тут тоже есть доля истины. Мы действительно не любим быть в центре внимания, предпочитая сначала хорошенько поработать, а затем представить хороший альбом или отыграть отличный концерт. Может быть, это сказывается то, что мы всё же живём не в Москве, поэтому ездить на все концерты, куда приглашают, мы не можем, т.к. не всегда предлагаемые группе условия соответствуют нашим требованиям.



- Расскажи, будь добр, о том, что сейчас происходит в коллективе, как идут музыкальные дела? Пишетесь? Концертируете?


- Окей. Хотя этот 2005 год, ещё не закончился, можно с уверенностью сказать, что для группы он будет годом больших перемен. Прежде всего в этом году у нас впервые за 7 лет изменился состав, и группу покинул один из основателей Михаил Карасёв. К этому событию было немало предпосылок, но в результате мы расстались по обоюдному желанию, и теперь Михаил отправился в свободное творческое плавание. На его место мы взяли гитаристку Алёну. Во время отсутствия Михаила мы отыграли с ней несколько концертов и пришли к мнению, что она вполне подходит для группы, и таким образом она стала постоянным членом FMN. Потом, ещё одна перемена, это появление в нашем репертуаре песен на русском языке. И хотя русскоязычная версия альбома выйдет ещё не скоро, но для нас это уже свершившееся событие, и очень, к слову сказать, волнительное и ответственное. Я бы сказал, веха в истории. Хотя мысли и разговоры об этом были давно, и даже были попытки сделать несколько русскоязычных версий песен с альбома Heavenside, но именно в этот раз мы довели дело до конца, и абсолютно все новые песни будут записаны в двух версиях.

Что касается записи нового альбома, то, как я уже говорил, сейчас мы работаем в студии, где неспеша и планомерно работаем. В этот раз мы как никогда серьёзно подошли к этому вопросу и с самых первых минут полностью контролируем весь процесс самостоятельно. Т.е. я хочу сказать, что сейчас в процесс записи не вмешиваются ни лейбл, ни продюсеры, вообще никто… Общение со звукорежиссёром идёт напрямую – это касается и организационных вопросов, и финансовых. К тому же значительную часть работы мы теперь делаем сами в домашних условиях. Это касается различного рода монтажа и подобных вещей, которые не требуют наличия и использования студийного оборудования.

А касаемо концертов, скажу, что сейчас мы снова готовы к ним и уже начали этот сезон с концерта в Ярославле, где отыграли в конце лета. Сейчас же предстоят ещё два выступления в Москве. Наверное, будет и ещё что-то в этом году. В общем, всё как всегда.



Андрей Суханов- Как я понял из нашей предварительной беседы, группа в целом (и ты в частности) не слишком оптимистично относится к тому, что музыкальные критики разных уровней относят вашу музыку к heavy gothic rock. Почему? Как определяют стиль сами участники? Как вы думаете, почему вашу музыку определили именно таким образом, ведь, в сущности, в ней присутствует немало элементов, характерных именно для gothic rock?


- По большому счёту, нам всё равно, как называют стиль, в котором играют FMN. Просто в то время, когда мы начинали, мы равнялись, к примеру, на Paradise Lost или Pyogenesis, и, собственно, о таком понятии как готик-рок мало говорили вообще. Т.е. я хочу сказать, что готик-роковые группы были, например, те же Bauhaus, The Cure, The Sisters of Mercy, но они находились где-то далеко от той музыки, которая нравилась нам, и, в общем-то, были абсолютно нам не интересны своей музыкой. Нашу же музыку те же критики называли не иначе как лёгкий вариант дума, или мелодик дум. Потом как-то странно сместились акценты – мы стали играть более сложную и гитарную музыку, а группу стали чаще относить к готике. Я думаю, что это связано с очередным трэндом. Например, организатору какого-нибудь локального концерта выгодно написать, что та или иная неизвестная группа исполняет готику, и это, возможно, поспособствует притоку дополнительного народа на концерты. В случае с FMN нам это не очень нравится, т.к. какой-нибудь любитель готики придёт, ожидая услышать и увидеть что-то в духе Лакримозы или тех же Систерс оф Мерси, а получит мощный гитарный драйв. Но это только моя точка зрения, возможно, я и не совсем прав. Ну а сами мы сейчас уже никак не определяем свой стиль, хотя для первого альбома придумали такое определение: new ultra melodic heavy wave. Помню, что это было сделано исключительно для того, чтобы избежать таких понятий как «Doom» и «Metal».



- Раз уж мы затронули историческую тематику, то нет ли желания, окинув взглядом пройденный путь и подведя некоторые итоги, оценить (или переоценить заново) прошлые работы группы? Вспомнить некоторую сыроватость и несколько хаотичную искренность первого альбома, задумчивость четвёртого, «причёсанность» последнего? Другими словами, не мог бы ты пройтись по каждой работе группы, оценить их с высоты сегодняшнего дня?


- Попробую. Скажу откровенно, что сейчас, спустя уже достаточное количество времени, можно объективно взглянуть на то, что мы делали раньше. Т.е. посмотреть и послушать как бы со стороны. И в результате, далеко не всё мне сейчас кажется хорошим и качественным. Пойду по порядку.

Каждый альбом дорог, и с каждым связаны определённые воспоминания и ассоциации. Наиболее тёплые чувства я испытываю к первому альбому Tearfall, и даже не из-за музыки, а из-за воспоминаний о первых репетициях и записи. Все альбомы «пошли» по-разному. TEARFALL, конечно, самый успешный. Недаром уже третье переиздание выдерживает..

SPACEAPPLE в принципе явился продолжением первого альбома, что касается музыкальных идей, и получился немного вторичным. Но не в этом главное. Дело в том, что, работая над материалом для него, мы почему-то очень спешили и все песни сделали буквально за 2-3 месяца. Одной из причин этого стало желание лейбла, тогда ещё Metal Agen. Мы торопились и в результате альбом добили всем материалом, что имели, на 100 процентов даже не успев понять, хорош он или не совсем. Так, например, Shadow Dream – это вообще песня Виктора и его друга, которую они как-то просто наиграли и записали дома, а Every – песня, которую готовили для Tearfall, но почему-то не записали тогда. И вот теперь, по прошествии времени, мне нравятся первые 4 песни с альбома, а потом что-то уже не то. Постоянно приходят мысли, что этот альбом «добит» до полноформатного.

PERFECT INNOCENCE. Самый неоднозначный альбом. Относительно музыки мы просто после первых двух альбомов поняли, что топчемся на месте, и выпускать снова что-то в духе Tearfall не хотелось, да, наверное, и не получилось бы уже такой музыки. Нужно было куда-то двигаться, прошло уже 2 года после записи Spaceapple, и нас тогда увлекли вещи типа Anathema и Katatonia, оттого, наверное, PI и получился таким. Но негатив к этому альбому у меня вызван опять же из-за воспоминаний. С самого начала что-то не заладилось. Например, мы ходили в студию больше года, т.к. звукорежиссёр постоянно динамил, потом надолго заболел... Шли месяцы, а работе не было видно ни конца, ни края. Когда же наконец мы альбом записали, ещё больше года ждали его выпуска. «Союз» вроде уже собрались выпустить его, но потом вдруг решили выпустить в январе в качестве рекламы сингл SWALLOW SONGS, а полный альбом пообещали в марте. В результате диск мы увидели только осенью 2002-го. Ну и с оформлением получилось очень нехорошо. Из трёх предложенных Союзом вариантов мы выбрали один, а два остальных забраковали. В результате мы были очень удивлены, когда увидели на диске один из забракованных вариантов... К тому же ещё внутри буклета все страницы перепутали местами. В общем, несложно понять, почему у меня к этому диску такое отношение. Относительно музыки тоже стало понятно, что это не совсем наш конёк, особенно заметно это было на концертах, когда на новых песнях народ «засыпал», а на вещах с первых двух дисков снова оживлялся. В результате сейчас на концертах мы обычно играем только Way of Rose. Я знаю, что есть люди, у которых PI является любимым альбомом, например, он очень нравится нашей клавишнице. Но я расцениваю его сейчас не более как эксперимент. Были же такие нетипичные альбомы и у звёзд – Paradise Lost «Host», Moonspell «Sin/Pecado», My Dying Bride «34.788%…», Tiamat «A Deeper…».

BEHIND. Наверное, самый нелюбимый. Немного истории. После Perfect Innocence мы опять оказались на перепутье. Все эти проблемы с записью и выпуском, затем проблемы с Карасёвым... В общем, так получилось, что мы сделали несколько песен вчетвером. К тому же тот самый звукорежиссёр, который до этого писал нам все альбомы, сменил работу и уехал в Москву на ПМЖ. Стоит заметить, что всё это происходило весной-летом 2002, когда ещё Perfect Innocence не вышел. Чтобы хоть как-то остаться «на плаву», мы решили записать 4 песни в другой студии, чтобы послушать как это всё звучит, чтобы попробовать поработать с другим звукорежиссёром, ну и самое главное, чтобы доказать самим себе, что и без Карасёва мы сможем что-то сделать. Ведь на первых двух альбомах он написал большинство музыки, и также все тексты ко всем альбомам. В итоге мы всё записали, послушали, сделали выводы, и, можно сказать, забыли это демо и стали готовиться к записи следующего альбома. После записи этого демо прошёл год, за это время мы уже практически подготовили материал для Heavenside, и тогда встал вопрос о студии. Лейбл направил нас к Виноградову, где мы записали 2 песни (Time In Timeout и кавер Cиндереллы). В общем, главная цель была достигнута, мы попробовали поработать в «Дай Рекордз» и решили там писать уже новый большой альбом. Но тут Союз захотели выпустить эти две свежезаписанные песни синглом, предваряющим большой альбом. Собственно, это была неплохая идея, т.к. Time In Timeout мы также записывали вместе с другими песнями для нового альбома. Т.е. как бы хит с альбома выходит синглом, а за ним и большой диск. Мы согласились, но потом на Союзе вспомнили про прошлогоднее четырёхпесенное демо, и его также решили включить в этот сингл. Потом ещё раскопали неизданную песню со времён Perfect Innocence. Таким образом, набралось 7 песен длительностью почти 30 минут. И всё это хозяйство было выпущено под названием Behind. Нетрудно понять наше отношение к этому релизу, т.к. мы готовили и уже наполовину записали большой и качественный альбом, а тут выходит абсолютно нелепый диск, где песни абсолютно разные по настроению и качеству записи. При всём при этом Союз не стесняясь выдавал Behind за новый полноценный альбом группы. К тому же для Heavenside мы записывали и Time In Timeout, и Crime. В результате первую из них так и пришлось выкинуть.

Ну и последний на сегодняшний день релиз HEAVENSIDE. Самый качественный продукт и первый, над которым мы полностью работали и контролировали всё сами. И если кто-то несведущий просит для ознакомления музыку группы, то я всегда даю именно этот альбом. Т.к. это и есть современный FMN.

Как нетрудно заметить, только в момент подготовки и записи первого альбома Tearfall не было никакого давления со стороны. Оттого он, наверное, и звучит так свежо до сих пор. Вот такой вот экскурс в историю. Как говорится, на ошибках учатся. Жаль только, что всегда приходится учиться на своих.



- Есть ли у группы (и у тебя лично) особо любимые ваши релизы, песни?


-
Из альбомов мне наиболее близки Tearfall и Heavenside. Это, наверное, альбомы, в которых я всё оставил бы без изменения. Ну и, конечно же, новый диск, который находится сейчас пока только в стадии записи. В остальных же альбомах есть что-то, что я бы хотел изменить. Любимых песен, пожалуй, нет, вернее их очень много, и выбрать что-то конкретное не представляется возможным.



- В далёком 96-м, когда группа проходила через процесс становления, почему и как именно был выбран такой стиль, а не другой? На какие зарубежные коллективы вы ориентировались, быть может, какие-то оказали на вас большее влияние?


-
Попробую вспомнить, что нас вдохновляло тогда на «подвиги». Конечно же, в первую очередь это были великие Paradise Lost со своими «Draconian Times» и «One Second». Отчётливо помню, как мы приходили к тогдашнему нашему звукорежиссёру, ставили ему Say Just Words и говорили: «Мы хотим такой звук!» :) Потом также очень вдохновляли нас последние на тот момент альбомы таких групп как Lake of Tears, Darkseed, Cemetery, Tiamat, Sentenced, Moonspell, Rage… Потом, позже, уже при работе над Perfect Innocence, нам очень нравились последние альбомы Anathema, Katatonia и Crematory. Отсюда, вероятно, и некая мрачность и эмоциональность именно этого нашего альбома. Ну а по поводу выбора стиля, в котором играть, скажу, что мы никогда этим не занимались. Делали песни, и те, которые нам нравились, мы впоследствии и записывали.



- И в связи с этим не мог бы ты прокомментировать выбор известных хитов для «каверизации»? Уж больно эти «ягодки с разных полей». Это и есть одни из ваших любимых зарубежных групп? Может, просто нравятся именно эти песни?


- Хорошо. Первый номер – это песня группы Blur «Song 2». Не помню уже когда, но, наверное, ещё в самом начале нашей деятельности эту песню предложил сделать Михаил Карасёв. Сделать – это громко сказано, т.к. он нам её показал, и мы её тут же сыграли. И потом очень долгое время исполняли её на концертах, где для завершения выступления она была, что называется, самое то! В общем, относились к этой песне не более как к шутке, и записывать её никуда не собирались. Но когда мы уже начали запись в студии альбома Perfect Innocence, наш лейбл решил переиздать дебютный диск Tearfall, и для этой цели потребовал от нас какую-то песню для бонус-трека на альбом. Ни одна песня из тех, что записывали на тот момент для этой цели явно не подходила, а времени делать что-то ещё не было. Тогда мы, не долго думая, и записали эту Song 2. Записали опять же практически сразу. Хочу сказать, что всем нам творчество Blur и подобных коллективов абсолютно безразлично, и я, например, вообще услышал оригинал чуть ли не после того, как мы эту песню записали. Что касается остальных каверов, то тут уже, можно сказать, мы в полной мере «отдавали дань».

Песня «Gipsy Road», которую можно найти на нашем альбоме Behind, принадлежит группе Cinderella. Как выяснилось, эта группа многим из нас нравилась в детстве, и мы именно с такой музыки начали знакомство с металлом. Хотя снова вернулись к ней только недавно. Дело в том, что раньше вся наша сущность требовала постоянного развития. Начинали слушать Bon Jovi и Cinderella, потом подрастали, говорили: «Это попса и отстой!» и начинали слушать Accept и Iron Maiden. Затем снова всё повторялось, и мы уже слушали Kreator и Slayer, затем death, doom, black... Ну а потом в один прекрасный момент круг замкнулся, и мы снова вернулись к тому, с чего начинали, и сейчас, слушая альбомы и смотря концерты 80-х, понимаешь, что именно это и есть образец высочайшего качества и профессионализма. Вот такая история. Таким образом, мы снова доставали и переслушивали «ту» музыку, и решили, что нам просто необходимо что-то сыграть оттуда. Помню, были варианты с песнями W.A.S.P., Motorhead и ещё что-то, но в конечном итоге остановились на Синдерелле. Завершая разговор об этом кавере, хочу сказать, что всё-таки нам не совсем удалось его воспроизвести на записи. На мой взгляд, мы потеряли именно тот дух, который присутствует в этой вещи. Но на наших живых выступлениях эта песня всегда звучит как надо!

Кавер Pyogenesis «It’s On Me» мы записали специально для переиздания нашего второго альбома «Spaceapple». Здесь всё просто – эта первая песня, которую мы сыграли втроём на нашей первой репетиции. Т.е. также своего рода веха в истории FMN. Песня очень простая и мы её записали очень быстро, во время работы в студии над альбомом Heavenside в 2004 году.

Ну и последняя записанная на сегодняшний день кавер-версия – это достаточно неожиданный выбор - песня «Geronimo’s Cadillac» из репертуара Modern Talking. Забавно, что некоторые люди, которые слушают диск, не сразу обнаруживают её присутствие или даже до сих пор не догадываются о её существовании. Дело в том, что это кавер находится на нашем последнем на данный момент альбоме Heavenside, но, вопреки правилам, никак не обозначен в трэк-листе и расположен скрытым трэком после последней песни через почти 20-минутную паузу. Так что счастливым обладателем этой песни становится тот, кто забыл выключить СD после его окончания, или любопытный, кто не поленится «перемотать тишину». Ну а выбор этой песни также не совсем случайный. Вроде бы мы просто хотели немного повеселиться, записывая эту вещь, но, в то же время, оказалось, что именно Modern Talking оказались тем ансамблем, который «подсадил на музыку» меня и нашего гитариста Михаила. Люди, которым сейчас около 30-ти, должны помнить тот бум, который был на этот ансамбль в нашей стране во второй половине 80-х. Вот и мы также были вовлечены в это сумасшествие. Помню, что наизусть знал все слова с пластинки, которая у меня была, хотя и ничего не понимал по-английски. Я думаю, что прослушал ёё не меньше 1000 раз! :) До металла тогда ещё, конечно, было далеко, но крышу от музыки вообще мне снесло тогда окончательно.

Завершая тему кавер-версий, скажу, что на концертах в разное время мы исполняли, помимо вышеперечисленных, Paradise Lost «Say Just Words», Tiamat «Cold Seed», Motorhead «Iron Fist», Pyogenesis «Blue Smiley’s Plan», Him «Right Here in My Arms». Вроде бы всё вспомнил. Ну и ещё скажу, что для нового альбома мы также подготовили и записываем ещё одну интересную чужую песню, но об этом пока ещё рано говорить.



Forgive-Me-Not- Как на твой взгляд, при наличии правильного промоушена возможно ли сегодня группе, играющей утяжелённый готик-рок (будем всё-таки называть вашу музыку так), стиль довольно модный и в Европе вполне даже коммерчески успешный, зарабатывать на жизнь музыкой? И если нет, то чего не хватает в этой стране для исправления ситуации?


- Мне очень сложно ответить на этот вопрос. Конечно, мы не раз об этом думали и никогда не приходили к какому-то определённому ответу. Всё зависит от множества факторов, но в нашем случае всё остается, как и 10 лет назад. Мы всё те же энтузиасты, и, кроме нескольких записанных альбомов и сотни концертов, ничего от нашего увлечения до сих пор не поимели. Более того, если посчитать все наши расходы за это время на инструменты, запись, оплату репетиционного помещения и прочие подобные вещи, то, я думаю, получится достаточно внушительная цифра.

Раньше, конечно, такое положение вещей нас достаточно сильно угнетало, но сейчас, как говорится, мы просто расслабились и получаем от всей этой бесперспективности удовольствие. :)



- Жутко любопытно, кем же являются участники FMN в миру? Ведь чем-то на жизнь вы таки зарабатываете?


- Совершенно верно. Мы все работаем и зарабатываем в различных местах, чтобы потом часть заработка потратить на своё любимое занятие, а именно на FMN. Не буду вдаваться в подробности, но скажу, что Виктор и Елена работают в банках, я и Алёна заняты в музыкальном торговом бизнесе, а Михаил сейчас трудится в рекламном агентстве.



- Кстати, очень надеюсь, Михаил Карасёв не переживает за своё фиаско в ТОМ САМОМ ПРОЕКТЕ? Как он вообще-то туда попал? Такое впечатление, что с его стороны это был в некотором смысле прикол?


- Сложно сказать, чем сейчас занят Михаил, ведь я с ним встречался всего два раза после его возвращения из ТОГО САМОГО ПРОЕКТА. Слышал, что у него были какие-то творческие планы, связанные с шоу-бизнесом. По поводу его туда попадания также у меня не очень много информации. Помню, как однажды осенью он пришёл на репетицию и сказал, что ездил на кастинг этого проекта, и что его, скорее всего, туда возьмут. Мы тогда и не слышали о проекте ничего. Через некоторое время после этого он взял у меня несколько наших дисков и исчез «в неизвестном направлении». Через неделю мы увидели его в телевизоре…



- Насколько я знаю, за вашу длительную творческую жизнь вы успели поиграть на одной сцене с такими монстрами как Evereve, Lake Of Tears, Charon, To/Die/For (кстати, заметь, тоже все окологотические группы, так что, может, критики не так уж и неправы?). С каким из коллективов совместный концерт вам показался наиболее удачным? Может, припомнишь какой-нибудь интересный или необычный момент?


- Ещё ты забыл упомянуть наш самый первый концерт со «звёздами». Мы тогда открывали выступление Doro! Это был прекрасный концерт, хотя нам и пришлось нелегко, т.к. пришедшие на концерт 40-летние фэны со стажем не особенно хотели знакомиться с творчеством никому неизвестной группы FMN! :) Это было 8 марта 2001 года. Со всеми перечисленными тобой группами концерты были отличными. Особенно запомнилось выступление в марте этого года перед Lake Of Tears. Было очень много народа, и мы прекрасно отыграли в тот вечер. Ну а интересный момент, наверное, также произошёл на этом концерте. Помню, после концерта мы все зашли к лэйкофтирсовцам в гримёрку, стали общаться, а потом решили все вместе сфотографироваться на память. Все разместились, но тут кто-то из шведов говорит, мол, подождите, ведь нет ещё Дэниэла. На что наша клавишница Елена, уже выпив изрядное количество пива, с недовольным видом спрашивает: «Who’s Daniel?». После этого вопроса шведы были просто в восторге. Для тех, кто не знает, добавлю, что Дэниэл – это, собственно, и есть Lake Of Tears – вокалист, гитарист и автор всего материала группы. Одним словом, главный!



- С какими интересными отечественными группами вам довелось поиграть на одной сцене?


-
На самом деле мы переиграли со многими отечественными группами, которые работают в различных тяжёлых направлениях – от хард-рока до блэк-метал. Сейчас не вспомнить уже все выступления, но в самом начале нашей творческой жизни было очень интересно выступать с уже не существующими ныне Goresleeps, Gods Tower или Mental Home. В последнее время запомнились концерты с Archontes, Forest Stream, Melancholy, Catharsis, Rossomahaar... Все эти группы высочайшего уровня, и для нас очень почётно выступать с ними на одних площадках.



Forgive-Me-Not- Есть ли какая-нибудь вещь, что отличает совместные концерты с «нашими» от концертов с иностранными исполнителями?


- «Локальные» концерты с нашими группами, конечно же, проще по атмосфере. Обычно не возникает никаких проблем с бэк-лайном, все играют почти на одном и том же сценическом оборудовании, у всех, как правило, одинаковые гримёрки, да и деление на хэдлайнеров и суппорт весьма условно. На концертах же с зарубежными группами обычно бывают всяческие ограничения по конфигурации бэк-лайна, или вовсе просто не дают использовать его. Это, конечно, создаёт некоторые проблемы, и необходимо заранее решать подобные организационные нюансы. И чем «круче» хэдлайнер, тем больше этих проблем. Я помню, что было очень тяжело в этом плане выступать перед Doro, но тогда мы смогли всё-таки найти выход из положения, объединив усилия с ребятами из Gods Tower, которые также выступали в этот вечер. А вот, к примеру, с Moonspell нам так и не удалось выступить из-за технических ограничений со стороны хэдлайнеров, хотя FMN были заявлены в афишах.



- FMN больше студийная группа, или вам больше нравятся «живые» выступления?


-
Cложно ответить однозначно. Нам нравится работать над новыми песнями, а затем записывать их в студии и «доводить их до ума», но концертные выступления мы также очень любим и именно благодаря им можем почувствовать себя настоящей полноценной группой. Так что, если в двух словах, то, наверное, 50 на 50…



- Есть какие-то особенности, характеризующие «живые» выступления FMN, есть ли у группы какая-нибудь своя концертная фишка? Типа фейерверков, дыма, эротического шоу или ещё чего-нибудь подобного? Другими словами, чем FMN на концертах берёт зрителя?


- Да нет, думаю, что ничего особенного. Элементам шоу мы не придаём особенного значения, просто предпочитаем концентрироваться на музыке. Это не значит, что на сцене музыканты стоят как столбы, просто нет никаких специальных сценариев – мы просто выходим и стараемся получить максимум удовольствия от игры. Знаешь, недавно мы все посетили выступление Sentenced и при полном отсутствии элементов шоу как таковых всё равно получили колоссальное удовольствие, и зарядились энергией на 100 процентов! Вот примерно в таком же ключе мы и сами стараемся работать. Конечно, несмотря ни на что я очень люблю смотреть «живых» Kiss или Motley Crue, но это уже что-то другое…



- Каковы музыкальные предпочтения самих участников коллектива? Что слушаете в свободное время, дома, в автомобиле? Насколько поменялись эти предпочтения, скажем, с 96-го года?


- Все участники FMN слушают тяжёлую музыку, как это ни странно… Предпочтения с 96 года не особенно сильно поменялись, разве что ещё больше расширился наш кругозор, ведь за это время появилось немало интересных групп! Ну и всё чаще стало тянуть в 80-е, когда мы только начинали слушать хэви-метал. Сейчас испытываешь совершенно смешанные чувства, когда после 10-15 летней паузы снова находишь те вещи, которые любил в детстве. Сейчас, например, я просто в восторге от альбома MAD MAX «Night of Passion», который очень долго искал. И теперь слушаю его почти ежедневно уже больше месяца!



- Как же я понимаю тебя, дружище, сам недавно прикупил себе сборник диско-хитов 80-х, но пусть это останется нашим секретом, а то друзья металлисты засмеют. Как ты оцениваешь сегодняшнюю музыкальную сцену России? Понятно, в первую очередь интересует ваше отношение к рок- и металлическим группам? Есть что-либо стоящее на ваш взгляд? Может, есть какие-то интересные вам готик-роковые коллективы, которые пока ещё незаметны, но на которые следует срочно обратить внимание?


- Очень сложно оценивать это объективно, т.к. сам являешься частью этой сцены. К тому же далеко не всё удаётся послушать. В последнее время впечатляет успех таких групп как Catharsis, Butterfly Temple, Эпидемия... И хотя нам абсолютно не интересны направления, в которых работают данные коллективы, всё же надо признать, что они отлично делают свою работу, свидетельством чего является любовь и признание их фанатов!
Из интересного нам самим хочу отметить Melancholy и Doppelganger – это группы, которые имеют хороший материал и с которыми неимоверно приятно играть на концертах, ну и все они просто отличные люди!



Forgive-Me-Not- Что является основным вдохновляющим элементом при написании песен? Как вообще у FMN происходит процесс рождения песен?


- Процесс написания песен всегда одинаков. Сначала непременно рождается музыка и вокальные партии. Тексты рождаются в самом конце, нередко было так, что группа уже в студии записала половину материала, а текстов ещё нет… Про вдохновение сложно ответить. Музыку сочиняет гитарист, и что-то наверняка им движет в этот момент. Но это наверняка сугубо интимный процесс, поэтому и ответа на вопрос не будет... Ну а авторов текстов, наверное, вдохновляет уже готовая песня с её определённым настроением. Я думаю так…



- На вашем Интернет-форуме наблюдал целую ветку обсуждения вопроса, будет ли и стоит ли вообще FMN начинать петь на русском. Почему для песен был выбран именно ангийский? Наиболее певуч и подходящ для вашей музыки? Или же в начале пути у группы были некоторые «зарубежные» планы и стремления?


- Изначально для творчества был выбран английский язык по нескольким причинам. Прежде всего в то время играть метал и петь на русском считалось чуть ли не дурным тоном. Да и русскоязычных групп в 96 году я что-то особенно не припомню, кроме таких зубров вроде Арии, Мастера, Коррозии Металла и им подобных... Потом, все мы до FMN играли в других проектах, и все они также были англоязычными. И всем нам нравилась исключительно западная музыка (впрочем, как и сейчас). Так что этот вопрос даже не обсуждался. «Зарубежные» планы и стремления также присутствовали, но это было не основополагающим в выборе языка… Сейчас же приоритеты несколько сменились. И уже больше половины наших тяжёлых групп используют в своём творчестве русский язык. И мы решили поступиться одним из наших принципов и попробовать сделать что-то на русском языке. Хочу заметить, что решение это пришло не спонтанно. Ещё во времена альбома Perfect Innocence обсуждался этот вопрос, но тогда мы попросту не были готовы к такому «удару» морально, поэтому дальше разговоров дело не пошло. Затем, спустя два года, в течение которых мы привыкали к этой мысли, мы снова вернулись к этому вопросу и попробовали перепеть на русском языке песни с последнего альбома Heavenside. Две из них даже записали в студии, но хода им решили не давать, т.к. снова надо было привыкнуть к этому звучанию – FMN на русском! Ну и были некоторые претензии к качеству текстов, мы не могли себе позволить петь о каких-то банальных металлических вещах: драконах, мотоциклах или перевёрнутых крестах… Таким образом, мы подошли к этому моменту вполне естественным путем, и, могу сказать твёрдо, в этот раз мы доведём дело до конца, которое «замышляли» ещё несколько лет назад – выпустим русскоязычную версию альбома. В заключении хочу подчеркнуть, что мы планируем выпустить именно ВЕРСИЮ альбома. Но вначале выйдет традиционный альбом с английской лирикой.



- Не хочу нарушить какие-либо маркетинговые обязательства группы, но вопрос этот не задать просто не могу. Наши читатели не простят. Когда ждать нового альбома? Чего слушателям ждать от него? Будут ли какие-нибудь сюрпризы?


- К сожалению, здесь не всё зависит от группы. Могу сказать, что всю зависящую от нас работу мы сделаем как обычно. В настоящее время мы записываем новые песни в студии. Затем предстоит сведение, мастеринг, дизайн буклета… В общем, всё как обычно. Всё это мы планируем закончить ещё в этом году. По приблизительным срокам скажу, что, скорее всего, английская версия альбома увидит свет не позднее весны 2006 года. Что касается материала и сюрпризов, то могу сказать лишь, что это будет традиционный альбом FMN в духе предыдущего Heavenside. Мы постарались сделать новые песни ещё более интересными и мелодичными, ну и добиться наилучшего качества звучания! Из сюрпризов, наверное, можно назвать наличие на альбоме очередной кавер-версии и, конечно же, русскоязычный вариант альбома, который выйдет несколько позже. Ну и также эта работа будет дебютом гитаристки Алёны в составе FMN.



- Будут ли на новом альбоме песни с женским вокалом? Кстати, передай вашей вокалистке мои самые тёплые и романтические пожелания, скажи, что у неё есть тайный поклонник. Наверняка, обладательница такого удивительного красивого голоса также хороша и собой? Между прочим, она ещё не замужем?


- К записи вокальных партий мы пока не приступили, но могу сказать, что в альбоме планируется использование женского бэк-вокала. Чисто «женской» песни на альбоме, скорее всего, не будет, хотя опять же не могу сейчас сказать на 100 процентов, т.к. решение может прийти в самый последний момент. Так, в частности, было с акустической версией песни Mornings Outside - решение о записи этой версии и использовании в ней женского голоса пришло, когда уже весь альбом был практически записан!

Если говорить о наших вокалистках, то скажу, что на первых двух альбомах пела Ирина, а на последних двух – уже другая девушка Светлана. Дело в том, что с Ириной у нас прервалась всякая связь, и нам пришлось искать ей замену. Так мы использовали для записи голос Светланы, которая прекрасно справилась со своей задачей, и даже, более того, приняла участие в живом выступлении, когда мы устраивали презентацию Heavenside в Туле.

Отвечая на последнюю часть твоего вопроса, скажу, что обе девушки очень талантливы и весьма симпатичны, но про их семейное положение мне неизвестно… :)



Forgive-Me-Not- Какие долгосрочные планы у коллектива? Есть ли амбиции покорить европейскую публику?


- У нас уже давно нет никаких амбиций. Просто мы поняли, что без группы не сможем жить, и продолжаем творить даже больше для себя, нежели для достижения каких-то успехов. Но, в то же время хочу сказать, что мы всегда радуемся успехам наших альбомов и расстраиваемся от возникающих порою неудач. Мы живые и эмоциональные люди! Долгосрочных планов мы предпочитаем не строить… Всё как обычно: репетиция-студия-альбом-концерты…А сколько ещё будет таких циклов – сказать сложно. Про Европу скажу, что мы уже давно не мечтаем стать «второй Металликой», но если нам выпадет какой-нибудь шанс сотворить что-нибудь глобальное, то постараемся не упустить его! :)



- Если бы у группы была возможность пережить свой творческий путь заново, хотели бы вы что-нибудь изменить? Что-нибудь сделать несколько иначе? Всем ли довольны?


- Наверное, нет смысла постоянно думать о том, что было бы, если бы… Мы сейчас именно в том месте и времени, где находимся. Лучше думать о будущем. Ну а если всё-таки покопаться в прошлом, то, конечно, масса моментов, которые хотелось бы изменить. Ну, хотя бы тот, что мы очень поздно стали уделять внимание организационным вопросам с лейблом…



- Поскольку FMN – коллектив уже поживший и повидавший на этом свете многое, не мог бы ты дать какие-нибудь элементарные советы молодым и «зелёным»?


- Я думаю, что я не в том статусе, чтобы раздавать советы. Хочу сказать, что у любой группы есть индивидуальная судьба, и что шанс есть у каждого, просто надо вовремя суметь им воспользоваться! И хочу пожелать всем молодым музыкантам: верьте в свои силы, в своё творчество, не следуйте за модой, а прислушайтесь к своим внутренним желаниям! Музыка должна приносить удовольствие прежде всего вам самим!



- Есть ли какое-нибудь пожелания своим слушателям (нашим читателям)? Можешь сказать сейчас всё, что посчитаешь нужным, это момент для твоего главного слова.


- Спасибо всем, кто дочитал эти ответы до конца. Спасибо всем, кто верил нам и поддерживал все эти годы! Будьте счастливы! До встречи!

 


Официальный сайт группы: www.forgive-me-not.ru

 

Влад "Ромашкин" Фёдоров, 24.09.2005

© Demogorgon, 2005
Назад